Что нужно знать о цепях из драгоценных металлов

Благодаря новым технологиям на ювелирном рынке появилось много разных плетений для браслетов и цепей. Но классические плетения также пользуются постоянным спросом. К ним относятся якорное и веревочное плетение. Большой интерес вызывают цепи с интересными названиями «Бисмарк», «Гарибальди», «Снейк», «Нонна».

Пустотелая цепь

Это ювелирное изделие, сплетенное из полых трубочек. В середине проволоки остается ни что иное, как пустота. Такие цепи носят название «легковесные».
Внешне пустотелые цепи выглядят намного толще, чем полновесные той же массы, но к ним нужно исключительно бережно относиться.

Цепи полновесные

Эти изделия связаны из цельной проволоки без пустот. Такие аксессуары гораздо прочнее, чем пустотелые украшения, но вес золота у них больше, соответственно, и цена у них гораздо выше.

Якорная цепь

Якорная цепь – это классический тип плетения, в котором одинаковые овальные звенья размещаются под прямым углом друг к другу, создавая объем. Ювелирная цепь этого типа копирует не только плетение, но и название цепей, которые заменили веревки и канаты для удержания якоря и кораблей.
Якорная цепь универсальна, бывает с мелкими звеньями и невероятно крупными, подходит для большинства подвесок и браслетов как женщинам, так и мужчинам. Этот тип цепи можно носить в комплекте с другими цепями или как отдельный аксессуар. Существует вариант якорной цепи, в которой звенья сплющены, но за счет угла соединения цепь остается объемной.

Плетение Бисмарк

Второй по популярности тип плетения, который получил название в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Звенья этого плетения размещены в разных плоскостях и состоят из нескольких частей.
Цепи этого плетения массивные и надежные, подходят для ношения крупных подвесок. За счет внушительного размера в качестве самостоятельного аксессуара больше к лицу мужчинам.

Панцирная цепь

Панцирная цепь является модификацией якорной цепи. Звенья этого типа плетения скручены, лежат ровно и однородно. Обычно звенья декорированы алмазной гранью, т.е. с каждой стороны на округлой поверхности звена высекается небольшая плоскость. Панцирные цепи универсальны, бывают разной толщины.
Панцирные цепи с крупными звеньями подходят для ношения в качестве самостоятельного аксессуара для мужчин, с мелкими звеньями – для женщин в сочетании с подвесками в минималистическом стиле или цепями других плетений.

Панцирная цепь плетение Ромб

Это разновидность панцирного плетения. Вместо круглых звеньев здесь используются звенья в форме ромба, которая добавляет цепочке изящества. Обычно такие цепи делают легкими, воздушными, женственными. Среди вариаций этого плетения встречаются двойные и тройные Ромбы с двумя и тремя соединенными звеньями.

Панцирная цепь плетение Сердце и Love

Разновидность панцирного плетения, где внутрь большого звена помещено звено меньшего размера. Название этого плетения произошло от итальянского выражения «Maglia della Nonna», что переводится как «бабушкино плетение». Цепь выглядит массивной и объемной, при этом ажурное плетение сохраняет легкость и изящество.

Сингапур

Этот тип цепей состоит из звеньев с алмазными гранями, которые дают интенсивный блеск. Звенья сплющены и расположены под небольшим углом друг к другу, что заставляет цепь скручиваться естественным образом. Цепи плетения Сингапур изготавливают мягкими, текучими, женственными.

Змеиные цепи (Snake)

В цепях этого типа звенья похожи на зауженный прямоугольник, в котором ширина значительно больше высоты. Благодаря такой форме звеньев цепь становится похожей на настоящую змею: текучую, гибкую, гладкую. Различают Змеиную цепь круглую, квадратную и плоскую. Каждый вариант смотрится невероятно эффектно и в зависимости от толщины может быть самостоятельным украшением или дополнится подвеской.

Панцирная цепь плетение Нонна

Разновидность панцирного плетения, где внутрь большого звена помещено звено меньшего размера. Название этого плетения произошло от итальянского выражения «Maglia della Nonna», что переводится как «бабушкино плетение». Цепь выглядит массивной и объемной, при этом ажурное плетение сохраняет легкость и изящество.

 

Плетение Улитка

Каждое звено такой цепи закручено в спираль и напоминает раковину улитки. Цепи с плетением Улитка прочные, гибкие, комфортные. Витиеватый узор подходит для ношения женщинам в качестве самостоятельного аксессуара или в сочетании замысловатой подвески.

 

Плетение Колосок (Spiga)

Круглая цепь, плетение которой похоже на панцирное, но звенья скручены по спирали, напоминая колосок пшеницы. Цепи плетения Колосок бывают со звеньями разного размера. Крупные версии подходят как мужчинам, так и женщинам в качестве самостоятельного украшения. Тонкие версии могут быть дополнены подвеской.

 

Византийская цепь

Круглая цепь, плетение которой похоже на панцирное, но звенья скручены по спирали, напоминая колосок пшеницы. Цепи плетения Колосок бывают со звеньями разного размера. Крупные версии подходят как мужчинам, так и женщинам в качестве самостоятельного украшения. Тонкие версии могут быть дополнены подвеской.

 

Якорная цепь Ролло, или Бельцер

Это популярная разновидность якорного плетения. Звенья такой цепи закруглены снаружи, но остаются плоскими внутри. Этот вид плетения придумали ювелиры Великобритании в 18 веке. Второе название – Бельцер, цепь получила в честь британского боксера Джеймса Белцера.
Цепи Ролло, или Бельцер, популяризировал швейцарский ювелирно-часовой Дом Chopard. Цепь этого плетения подходит для подвесок, а также может носиться как самостоятельный аксессуар.

 

Якорная цепь плетения Гарибальди

Еще одна разновидность якорного плетения, в котором используются не одинарные, а двойные звенья. Считается, что плетение Гарибальди родом из Италии, а название получило в честь итальянского революционера Джузеппе Гарибальди и его супруги и соратницы Аниты, которая поддерживала и разделяла взгляды мужа.
За счет двойных звеньев цепь получается надежной, но при этом остается гибкой. Как и классическое якорное плетение, Гарибальди универсальна.

Цепь Бисмарк плетение Питон

Это разновидность плетения Бисмарк, которая отличается размером звеньев. За счет стройного ряда звеньев цепи Питон широкие и ажурные. Это плетение похоже на кожу питона, поэтому цепь получила такое название.
В отличие от плетения Бисмарк цепи Питон больше подходят женщинам как самостоятельный аксессуар или в сочетание с цепями других плетений.

Цепь Бисмарк плетение Ручеек

В этой вариации плетения Бисмарк звенья круглой формы складываются в сложный узор, который напоминают течение ручейка. Как и другие разновидности плетения Бисмарк, цепи ручеек прочные и надежные.
Плетение Ручеек подходит и женщинам, и мужчинам как самостоятельный аксессуар и в сочетании с цепями других плетений.

 

Жемчужное плетение

Звенья такой цепи выполнены в виде сплошных или полых сфер круглой или овальной формы с двумя отверстиями, через которые протянута проволока. Такие цепи носят как самостоятельное украшение.

 

Плетение Лисий хвост

Это плетение является разновидностью Византийской цепи. Отличия в том, что узор цепи плотный и гладкий, а каждое звено похоже на лисий хвост, который сужается в конце. Такие цепи очень прочные и не заламываются. Как и Византийская цепь заменяют ожерелье.

 

Веревочная, или канатная, цепь

Это распространенный тип цепей, которые бывают разных стилей, размеров и веса. В классическом варианте веревочная цепь состоит из одинаковых звеньев, одновременно соединенных с двумя другими. Такой дизайн придает цепочке естественный изгиб. Другой вариант этого стиля – французская веревочная цепь. Такая цепь выглядит тугой, прочно скрученной, весит больше классической веревочной цепи.

 

Морская якорная цепь

Это та же якорная цепь, но с дополнительным элементов внутри каждого звена. Вертикальная перемычка разделяет звено на две части, что делает цепь эффектной и оригинальной.

Этот тип плетения популяризировал модный Дом Gucci. Как и в классическом якорном плетении звенья морской цепи могут быть выпуклыми и плоскими, при этом цепь остается объемной.

Браслет-змея. Типичным для 1840-х годов был браслет в форме змеи, часто усыпанный круглой бирюзой или украшенный голубой эмалью. Глаза змеи практически всегда делались из рубиновых  или гранатовых кабошонов.

 

Браслет – лента. Широкая лента -Самыми модными  в 1870-х годах были браслеты в форме золотой широкой ленты, в центре которой располагался крупный декоративный элемент. Центральный элемент имел разнообразный дизайн. В некоторых украшениях он представлял собой инталию, камею или вставку, изготовленные техникой римской мозаики.

 

Браслет-манжета с расположенными  на них в случайном порядке драгоценными и полудрагоценными камнями.

 

Браслет-пила. Наиболее типичными по дизайну в 1960-е годы были браслеты-полосы из бриллиантов огранки «багет», «маркиз» и «груша». Камни были расположены так, что края изделия походили на зубцы пилы. Типичной приметой 1960-х годов являются приподнятые округлые крепления для драгоценных камней.

 

Браслет «пчелиные соты», впервые созданный Домом «Ван Клиф и Арпельс». Он представляет собой широкую ленту из шестигранных звеньев, скрепленных незаметно, часто подчеркнутых рисунком звезды с крошечным бриллиантом или рубином,  с массивной застежкой в форме завитка или пряжки, украшенной драгоценными камнями.

 

Браслет теннисный.  В 1990-е годы спросом стали пользоваться тонкие полоски бриллиантов или цветных камней разных видов огранки и совершенно разных оттенков.

 

Браслет –шахматы. Мотив декора браслета в виде шахматной доски. Боковые звенья браслетов могли напоминать гофре или украшаться мельчайшей зернью.

 

Браслет-цепочка.    В конце 19 века в моду вошли браслеты-цепочки из 18-каратного или 9-каратного золота. К ним прикреплялись подвески в виде замочков или монеток.

 

Браслет         эластичный.  В начале 1840-х годов появились растягивающиеся браслеты. В  самом простом варианте они состояли из золотых звеньев, соединенных эластичной лентой, продетой через  специальное отверстие. Такие браслеты были очень популярны, так как их можно было надевать на запястье любого размера.

 

Брелок — небольшое украшение, которое подвешивалось на цепочку мужских часов.

 

Гранатовый браслет.  В конце 1820-х годов в моде были широкие браслеты с переплетенными звеньями и цветными камнями. Часто такие браслеты украшались центральным элементом, который мог быть съемным. Штампованные звенья  изготавливались механическим путем, а затем собирались в браслет. Самыми модными камнями  были оранжево-коричневые гранаты, которые обрамлялись мелкими бриллиантами.

Дизайн. Дизайн важен не только потому, что он формирует внешний вид изделия, но и потому, что отдельные его элементы влияют на удобство, прочность при ношении и простоту в обращении с изделием. Хороший дизайн создают квалифицированные дизайнеры.

 

Дневные украшения. Днем рекомендуется носить  небольшие, нежные, непритязательные без бриллиантов.

 

Модульные украшения. Состоят из повторяющихся элементов, лишенных избыточной декоративности, которые можно комбинировать множеством способов и по форме которых называются целые линии в той или иной ювелирной компании. Все серии модульных украшений характеризуются броским узнаваемым дизайном, округлыми контурами и чистыми формами.

 

Оберег. Помимо своего прямого назначения, ювелирные украшения, и в особенности, включенные в них драгоценные и полудрагоценные камни, имели нередкое значение талисмана – “оберега”, приносящие счастье и здоровье владельцу.

 

Стиль. Художественно-пластическая однородность изделий, выделяемая  в процессе восприятия материальной и художественной культуры. Характерный признак стиля — его сравнительное постоянство. Важной для дизайна является тесная связь его с общественными и эстетическими нормами эпохи. Под стилизацией в дизайне понимается сознательное употребление признаков того или иного стиля при проектировании изделий (часто используется при таком подходе как стайлинг) или прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемый объект.

 

Стиль классический. Главные признаки украшения классического стиля — строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды.

 

Украшения модульные. Модульные украшения состоят из повторяющихся элементов, лишенных избыточной декоративности, которые можно комбинировать множеством способов и по форме которых называются целые линии в той или иной ювелирной компании. Все серии модульных украшений характеризуются броским узнаваемым дизайном, округлыми контурами и чистыми формами.  Так, разработанный фирмой «Булгари» мотив в виде золотой овальной пластины с кабошоном, обрамленным бриллиантами, использовался в самых разнообразных украшениях: в единственном числе такая пластина украшала кольца, серьги и броши, а из нескольких таких элементов собирались ожерелья. Второй мотив — массивная золотая цепь с округлыми звеньями, из которой состояли браслеты и ожерелья украшенные  цветными камнями огранки кабошонам, монетами и медалями.

 

Фактуры поверхности. Изделия в стиле авангард отличаются необычными конструкциями и отделками. Так для  получения оригинальных изысканных фактур ювелиры изобретают все новые виды декоративной обработки металла, так например, немецкие ювелиры изобрели прием создания фактуры, напоминающей хаос спрессованных кристаллических структур. Такой эффект достигается при получении пластин способом провальцовки множества отрезков проволоки.    Ювелирные изделия с матовой поверхностью,  глянцево гравируются  и в блестящие прорези крепятся мелкие бриллианты. Итальянские ювелиры  выпускают необычные ожерелья из тончайшей золотой проволоки, которую можно плести как трикотаж.

 

Фамильные драгоценности. В семейных домах фамильные драгоценности переходят из рода в род.

 

Элегантность. Элегантно – это не просто красиво. Это красиво плюс чувство меры плюс гармония с фигурой плюс учет места и времени плюс согласованность с возрастом.

 

Эклектика. Смешение различных стилей в одном изделии называют эклектикой (от греческого «эклектикос» — выбирающий). Эклектика-сочетание в облике изделия разнородных по стилю, происхождению, противоположных по художественному смыслу, «несовместимых» элементов

 

Ювелирные   драгоценности.  Ювелирными  считаются драгоценности, выполненные из  благородных металлов, украшенные  природными  драгоценными камнями и созданные на основе  ювелирной техники, требующей мастерства  дизайнера,  ювелира  и закрепщика. Слово «ювелирный» не означает  только изготовление  изделий из драгоценного металла, оно должно соответствовать  значению «великолепный».

Благородные металлы. Группа металлов с пониженной химической активностью. Эти металлы устойчивы к воздействию воды и воздуха

 

(золото, платина и металлы платиновой группы).

 

ЗОЛОТО И ЕГО СПЛАВЫ

 

Золото – металл желтого цвета, плотность 19,32 г/см3. Температура плавления 10бЗ°С, кипения 2970°С. Твердость по Бринеллю — 18,5.

 

Золото — благородный металл, оно не взаимодействует с кислотами (кроме смеси соляной и азотной кислот — «царской водки»), устойчиво в атмосфере, воде пресной и морской.

 

Золото имеет высокую отражательную способность, хорошо полируется и обладает высокой пластичностью — прокатывается в листы толщиной до 0,0001 мм. Тепло- и электропроводность у золота ниже, чем у меди. В ювелирном деле из-за высокой прочности и твердости золото используется в виде сплавов с другими металлами и очень редко в чистом виде.

 

В ювелирном деле чистое золото применяется редко, в основном как сусальное для золочения. Применяются сплавы золота с медью, серебром, платиной, палладием и пр. Применение сплавов золота обусловлено тем, что чистое золото слишком мягкое, малопрочное, имеет

Среди двухкомпонентных сплавов золота иногда встречаются в ювелирной промышленности сплавы золото — медь и золото-серебро. Золото и медь обладают неограниченной растворимостью в жидком, а при высоких температурах и в твердом состоянии (образуют непрерывный ряд твердых растворов). Цвет сплавов меняется с повышением содержания серебра от красного, соответствующего чистому золоту, до белого цвета — чистого серебра. Сплавы с содержанием золота в пределах от 60 до 70% имеют красивый зеленый оттенок,  однако  из-за низких механических свойств применяются редко. Сплавы Аи — Аg обладают хорошими литейными свойствами, пластичны, имеют высокую коррозионную стойкость, однако мало применяются в технике из-за низкой твердости.

Из-за небогатой цветовой гаммы и малой стойкости к истиранию сплавы этой системы не находят применения в ювелирном деле, а используются для изготовления контактов, проводников и других деталей в электротехнике.

В ювелирной промышленности для изготовления золотых изделий используют в большинстве случаев сплавы системы золото — серебро — медь, которые могут содержать добавки других металлов: никеля, палладия, цинка, платины.

Стойкость к коррозии в основном определяется содержанием золота, в меньшей степени — серебра и меди.

Соотношение серебра и меди определяет цветовые оттенки сплавов и их механические свойства.

Платина

Платина относится к группе благородных металлов . Твердость по Бринеллю в отожженном состоянии 50. Металл имеет бело-серую окраску, практически нерастворим в воде, кислотах, за исключением горячей «царской водки». Платина очень пластична, хорошо полируется и обладает большой отражательной способностью. Платина в чистом виде очень мягка, поэтому ее легируют, например, иридием, палладием, родием и другими металлами. Для изготовления ювелирных изделий в сплав, кроме указанных компонентов, добавляют еще и медь. Металлы платиновой группы (иридий, палладий, родий) в химическом отношении схожи с платиной.

Система платина — иридий.

 

Платина с иридием образует непрерывный ряд твердых растворов. При увеличении содержания иридия температура плавления сплавов повышается.

 

Легирование платины иридием способствует резкому возрастанию твердости и прочностных характеристик сплавов .

 

В отечественной ювелирной промышленности единственным сплавом платины является сплав ПлИ5, состоящий из 95% платины и 5% иридия. За рубежом для изготовления ювелирных изделий также используются в основном сплавы платины 950 пробы. Добавки палладия снижают температуру плавления, повышают пластичность, улучшают обрабатываемость и ковкость сплавов платины, осветляют их цвет. В последнее время за рубежом, кроме сплавов 950 пробы, стали широко применяться сплавы платины 900 и 850 проб.

 

Металлы и сплавы, с которыми работает ювелир, можно разделить по цвету на две группы: 1) цветные — чистое золото, цветные сплавы золота, цветные недрагоценные сплавы; 2) белые — чистое серебро, сплавы серебра, белое золото, платина, платиновые металлы и их сплавы, белые недрагоценные сплавы.

 

Существует несколько методов определения проб драгоценных металлов и их сплавов. К ним относятся опробирование на пробирном камне, купелирование в муфельной печи, химико-аналитические методы. Самый простой метод — капельный, состоящий в нанесении на испытуемое изделие раствора хлорного золота или хромпика, азотно-кислого серебра, йодистого или железистосинеродистого калия.

Все ювелирные изделия из драгоценных металлов, предназначенные для продажи, должны соответствовать одной из действующих в России проб и иметь клеймо. Контроль за выполнением этого условия осуществляют специальные службы, называемые инспекциями пробирного надзора. Инспекции пробирного надзора при клеймении ювелирных украшений пользуются государственными пробирными клеймами установленного образца. По своему назначению клейма разделяются на основные и дополнительные. Основные пробирные клейма удостоверяют соответствие изделия требованиям пробирного надзора. Разнообразие форм ювелирных украшений определяют и различие форм основных пробирных клейм. Дополнительные клейма служат для клеймения легко отделяемых частей и разъемных, либо для клеймения украшений, не соответствующих заявленной пробе. Все ювелирные украшения из драгоценных металлов, предъявляемые в инспекцию пробирного надзора для клеймения, должны иметь оттиск знака именника предприятия. Оттиск представляет собой заключенное в рамку сочетание цифр и букв сокращенного названия предприятия и года выпуска изделия.

 

В России введены и действуют следующие пробы ювелирных изделий:

 

Для золота: 375, 500, 583, 585, 750.

 

Метрическая система проб начала действовать в России с момента перехода на международные единицы массы в 1927 году. До этого времени ювелирные изделия клеймились в золотниковой системе проб из расчета максимальной пробы — 96. Проба в золотниковой системе означала количество золотников в одном фунте. Если на золотом изделии стоит проба 56, это значит, что в сплаве содержится 56 золотников чистого золота на 96 золотников общей массы, т.е. на один фунт. Один фунт равен 96 золотникам и соответствует 409.512 г; 1 золотник равен 96 долям и соответствует 4.266; 1 доля соответствует 0.044 г. В золотниковой системе для золотых изделий были предусмотрены 56, 72, 92 и 94 пробы. Серебряные изделия в разные периоды времени могли клеймиться 72, 74, 82, 84, 87, 88, 89, 90, 91, 94-й пробами. Между метрической и золотниковой пробами переводным коэффициентом будет 0.096. Для перевода золотниковой пробы в метрическую нужно золотниковую разделить на 0.096.

 

Определение содержания драгоценного металла в ювелирном изделии

 

При определении пробы  благородных сплавов должен быть дан ответ на следующие вопросы.

 

1.Идет ли речь о драгоценном металле или о сплаве, содержащем драгоценный металл?

 

2 Как велика доля драгоценного металла в общем сплаве?

 

В первом случае проба является качественной, а во втором количественной.

 

Для проведения лабораторных работ  необходимо иметь несколько ювелирных изделий, изготовленных из разных металлов и сплавов. Содержание благородного металла устанавливается по результатам опробования изделий.

 

С помощью качественной пробы определяют содержание золота в сплаве. Сначала с помощью  шабера или напильника  удаляют в  незаметном месте  золотое покрытие. Затем зачищенным местом испытуемого золотого предмета на пробирном камне делается штрих длиной 2  5 мм, шириной  5 мм, который смачивается  концентрированной азотной кислотой. Через пять секунд  производится проверка действия реактива.

 

Если штриховая  проба под действием пробирной кислоты для золота 585 пробы растворяется без остатка, это свидетельствует о том, что испытуемый металл может быть сплавом ниже 333 пробы, сплавом  серебро-медь с содержанием серебра ниже 500 пробы или недрагоценным сплавом.

 

Если штриховая проба под действием  этой же кислоты окрашивается в коричневый цвет, то исследуемый металл  может быть сплавом золота с содержанием последнего от 55 до 333 пробы.

 

Если пробирная кислота для золота 585 пробы совсем не действует на штрих, то мы имеем дело  со сплавом золота выше 500 пробы.

 

После того как качественной пробой установлено, что сплав содержит золото, необходимо определить количество содержащегося в нем золота.

 

Испытуемым металлом проводят на камне черту, для сравнения рядом делают несколько штрихов сплавом пробирной иглы. Поперек штрихов наносят пробирный реактив. Последующая реакция соответствует реакции качественной пробы.

 

Процесс растворения должен быть выполнен тщательно. Так как только благодаря сравнению скорости и интенсивности растворения неизвестного сплава и сплава пробирной иглы можно говорить о содержании золота в нем.

Происхождение клеймения в России прямым образом связано с процессом образования русского национального рынка. Клеймение золота и серебра производилось в XVII в. в Москве в серебряном ряду, единственном месте, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. Серебряный ряд имел также значение и как организация, объединяющая мастеров-серебряников. Во главе серебряного ряда стояли два старосты, которые выбирались торговыми людьми из своей среды. В их должностные обязанности входило следить за тем, чтобы серебро не делалось ниже указанных образцов, проверять весы и гири, следить за тем, чтобы не продавалось неклейменное серебро. Определение качества металла производилось в России в XVII веке способами, применявшимися еще римлянами и греками в глубокой древности, т.е. оно определялось по изменению цвета вследствие накаливания на огне, его также проверяли на пробирном камне. Первое известное клеймо относится к 1651-1652 году. С этого времени до 1684 и позднее с 1700 по 1740 год основное изображение на московских клеймах — двуглавый орел в различных начертаниях, таким образом ранее московское клеймо соединялось в одно щитке с клеймом годовым. Первые известные нам клейма на серебре имели целью удостоверить качество металла. Это еще не была проба в точном смысле слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже установленного образца. Как образцы для сравнения старосты серебряного ряда получали из Серебряной палаты иностранные талеры, носившие у нас название “ефимков”.

 

В последней четверти XVII века законом допускается и более низкопробный образец “левок”. В 1684 году вводится левковая проба и это потребовало введения двух различных клейм для клеймения серебряных изделий. Кроме клейм, определяющих доброкачественность серебра, ставились клейма годовые. По клеймам XVII века не всегда можно судить о месте производства, так как в провинции до 1700 года серебро не клеймилось.

 

С 1700 по 1710 годы мы видим в Москве клейма с изображением двуглавого орла различных начертаний в круглом щитке. Обычно над головами орла помещена корона, иногда сопровождаемая точкой; в лапах орла скипетр и держава. Клейма мастеров, т.е. “именники” — из двух или трех букв, а иногда и монограммы в щитках различных форм появляются в 1700 году.

 

С 1733 года для Москвы вводится клеймо с изображением двуглавного орла с подписью “Москва”. В 1741 г. московским клеймом становится герб города Москвы — изображение Георгия Победоносца на коне с годовой датой под чертой. Это изображение в щитках различной формы, с датой и без даты (а в XIX веке даже в одном щитке с пробой) сохраняется до 1896 года.

 

С 1734 по 1741 г. годовые клейма объединяются в одном щитке с “именниками” пробирных мастеров, написанными латинскими буквами. С 1741 года “именник” пробирного мастера отделяется от годового клейма и состоит из двух букв латинского шрифта.

 

Самое раннее клеймо для Петербурга — изображение двуглавого орла в круге с буквами “СП” (Санкт-Петербург), имеющееся на серебряных изделиях 1713-1714 гг.. С 1730 по 1741 гг.. под тем же изображением двуглавого орла ставятся три буквы — “СПБ”. С 1741 г. вводятся клейма с гербом Петербурга — два перекрещенных якоря и скипетр, и до конца XIX в. остаются почти без изменений, меняется лишь форма щитка.

 

Клейма всех русских городов подчиняются тем же правилам, что и клейма Москвы и Петербурга. Как правило, в городском клейме изображался герб города, в некоторых городах около изображения герба ставились буквы, как например: “Н” — Великий Новгород, “ГКС” — город Соликамск, “ГС” — город Суздаль.

 

Таким образом,  для всех городов в XVIII веке и XIX веке накладываемые пробирерами клейма состояли из:

 

1) клейма с гербом города, с годом или без, в щитках различной формы;

 

2) клейма с начальными буквами имени и фамилии “именника” пробирного мастера с годом или без года, всегда в прямоугольном щитке;

 

3) клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т.е. число золотников чистого золота или серебра в лигатурном фунте, всегда в прямоугольном щитке.

 

Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру.

 

Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различными начертаниями букв. Иногда мастера ставили на “именнике” полную свою фамилию. Придворные мастера фирм и фабрики XIX и XX вв. вместе с именником имели право ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба.

 

Возникшие в начале XX века артели мастеров-серебряников также имели собственные клейма с указанием номера артели. Например, двадцатая артель серебряников ставила следующее клеймо — “20”, вторая художественная артель — “2ХА”. Из вышесказанного следует, что на золотых и серебряных изделиях должны находится два “именника” — пробирного мастера и мастера, изготовившего вещь. Различить их можно по следующим признакам:

 

1) на клейме пробирного мастера обыкновенно находится изображение даты-года, чего никогда не бывает на клеймах мастеров;

 

2) если клеймо пробирного мастера не сопровождается годом, то следует обратить внимание на форму щитка, так как клейма мастеров бывают самых разных форм, в то время как именник пробирного мастера — обязательно помещен в прямоугольном щитке;

 

3) если оба “именника” заключены в прямоугольных щитках и без точного года, то различить их можно, только зная имена и фамилии мастеров и пробирных мастеров того времени.

 

После введения в 1896 г. Нового пробирного устава, с  1899 г. для всей России установлено единообразное клеймо с изображением женской головки в кокошнике, профиль влево, заключенное в щитки различной формы. Встречается тоже клеймо и без щитка. Вместе с изображением женской головы в том же щитке помещались инициалы управляющего пробирным округом, а иногда, кроме этого, и цифры, указывающие пробу.

 

С 1908 года по всем пробирным округам были введены клейма в виде той же женской головы в кокошнике, но обращенной в другую сторону,  профиль вправо, сопровождаемой буквой греческого алфавита, различной для каждого пробирного округа.

 

С 1927 года для клеймения золотых и серебряных изделий было утверждено для всех пробирных учреждений Союза ССР новое клеймо — голова рабочего с молотом, также с шифром в виде букв греческого алфавита для различных инспекций пробирного надзора.

 

С 1936-1937 гг. ювелирные фабрики и заводы СССР,  организованые в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Баку, Тбилиси, Ереване, начали ставить на изделия из золота и серебра свои клейма-именники.

 

С 1953 г. к именнику фабрики или завода прибавляется последняя цифра года, например: “ЛФ6” — Ленинградская фабрика — 1956; “ТЗ0” — Таллинский ювелирный завод, 1960; “ЛЮ2” — Ленинградская ювелирная фабрика, 1962; “МЮ4” — Московская ювелирная фабрика, 1964; “КЮ4” — Киевская ювелирная фабрика, 1964.

 

Начиная с 1930-х годов, кроме ювелирных фабрик, клеймили свои изделия именниками также и ювелирные артели и промкомбинаты. Как и фабрики, с 1953 года они добавляли к именнику последнюю цифру года, например “ПИ5” — Красносельская артель “По заветам Ильича”, 1955.

 

В тех случаях, когда именники двух или трех предприятий выражены одинаковыми буквами и цифрами, как,  например, “БЮФ” — Броницкая ювелирная фабрика и “БЮФ” — Бакинская ювелирная фабрика или “АМ6” — артель “Металлист” костромской инспекции и “АМ6” — артель “Мхатвари” тбилисской инспекции, следует для определения места производства и названия предприятия посмотреть на шифр пробирной инспекции.

 

Московский Монетный двор в 1951-1963 гг. ставил на реставрируемые вещи клеймо-именник “ММД” и букву “Р”.

 

Начиная с 1954 г. на производящихся на Московском Монетном дворе золотых корпусах часов ставятся клейма, совмещающие в одном щитке клеймо пробирной инспекции, именник Московского Монетного двора, Министерства финансов и последнюю цифру года.

 

С 1 июня 1958 года для клеймения изделий из золота, серебра, платины были введены пробирные клейма нового образца с эмблемой “серп и молот” на фоне пятиконечной звезды, их изображение сопровождается буквами русского алфавита для обозначения различных инспекций пробирного надзора.

 

Указом Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации” от 2 октября 1992 года № 1152 обязательным считается клеймение всех изделий из драгоценных металлов Государственным клеймом России.

 

Существует классический метод определения содержания драгоценного металла в сплаве.Он называется«быстрая проверка чертой». Метод определения содержания драгоценного металла в сплаве. На пробирном камне испытуемым предметом проводят черту шириной 2—4 мм и длиной примерно 25 мм. Рядом по обеим сторонам черты таким же образом проводят линии пробирными иглами приблизительно того же состава (похожих пробы и цвета). Стеклянной палочкой наносят каплю пробирного реактива, соответствующего пробе, и при легком колебании камня наблюдают за скоростью его действия. Перед окончанием реакции кислоту промокают белой фильтровальной бумагой. На черте от металла с более низкой пробой действие кислоты ускоряется, а после обсушки она имеет более темные пятна, чем на черте металла с более высокой пробой. Если же определить пробу исследуемого сплава или предмета сразу не удается, то надо провести  предварительные черты и постепенно выяснить, какая из пробирных кислот, начиная с наиболее слабых, станет оказывать действие в течение 15 секунд. Надежно опробировать сплавы драгоценных металлов на пробирном камне можно исключительно при дневном свете. При искусственном освещении цветные оттенки штрихов распознать невозможно, а пробу можно указать лишь приблизительно по  скорости действия пробирных реактивов, которая зависит от их концентрации.

Производство

Московский цепевязальный завод – современное предприятие с полным производственным циклом, в котором задействовано более 300 единиц оборудования. Цепи изготавливаются на станках мировых лидеров ювелирной отрасли – итальянских фирм Sisma, Ometec, Fasti Industriale, Legor Group. Производственный процесс осуществляется с использованием новейших станков, способных с высоким уровнем качества выполнять следующие операции

Сделано в Москве!

Мерцанием золота обьяты,


Колец сплетением горя,

Они хранят тех,


кто богаты,

И тех, кто носит их всегда!