Происхождение клеймения в России прямым образом связано с процессом образования русского национального рынка. Клеймение золота и серебра производилось в XVII в. в Москве в серебряном ряду, единственном месте, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. Серебряный ряд имел также значение и как организация, объединяющая мастеров-серебряников. Во главе серебряного ряда стояли два старосты, которые выбирались торговыми людьми из своей среды. В их должностные обязанности входило следить за тем, чтобы серебро не делалось ниже указанных образцов, проверять весы и гири, следить за тем, чтобы не продавалось неклейменное серебро. Определение качества металла производилось в России в XVII веке способами, применявшимися еще римлянами и греками в глубокой древности, т.е. оно определялось по изменению цвета вследствие накаливания на огне, его также проверяли на пробирном камне. Первое известное клеймо относится к 1651-1652 году. С этого времени до 1684 и позднее с 1700 по 1740 год основное изображение на московских клеймах — двуглавый орел в различных начертаниях, таким образом ранее московское клеймо соединялось в одно щитке с клеймом годовым. Первые известные нам клейма на серебре имели целью удостоверить качество металла. Это еще не была проба в точном смысле слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже установленного образца. Как образцы для сравнения старосты серебряного ряда получали из Серебряной палаты иностранные талеры, носившие у нас название “ефимков”.
В последней четверти XVII века законом допускается и более низкопробный образец “левок”. В 1684 году вводится левковая проба и это потребовало введения двух различных клейм для клеймения серебряных изделий. Кроме клейм, определяющих доброкачественность серебра, ставились клейма годовые. По клеймам XVII века не всегда можно судить о месте производства, так как в провинции до 1700 года серебро не клеймилось.
С 1700 по 1710 годы мы видим в Москве клейма с изображением двуглавого орла различных начертаний в круглом щитке. Обычно над головами орла помещена корона, иногда сопровождаемая точкой; в лапах орла скипетр и держава. Клейма мастеров, т.е. “именники” — из двух или трех букв, а иногда и монограммы в щитках различных форм появляются в 1700 году.
С 1733 года для Москвы вводится клеймо с изображением двуглавного орла с подписью “Москва”. В 1741 г. московским клеймом становится герб города Москвы — изображение Георгия Победоносца на коне с годовой датой под чертой. Это изображение в щитках различной формы, с датой и без даты (а в XIX веке даже в одном щитке с пробой) сохраняется до 1896 года.
С 1734 по 1741 г. годовые клейма объединяются в одном щитке с “именниками” пробирных мастеров, написанными латинскими буквами. С 1741 года “именник” пробирного мастера отделяется от годового клейма и состоит из двух букв латинского шрифта.
Самое раннее клеймо для Петербурга — изображение двуглавого орла в круге с буквами “СП” (Санкт-Петербург), имеющееся на серебряных изделиях 1713-1714 гг.. С 1730 по 1741 гг.. под тем же изображением двуглавого орла ставятся три буквы — “СПБ”. С 1741 г. вводятся клейма с гербом Петербурга — два перекрещенных якоря и скипетр, и до конца XIX в. остаются почти без изменений, меняется лишь форма щитка.
Клейма всех русских городов подчиняются тем же правилам, что и клейма Москвы и Петербурга. Как правило, в городском клейме изображался герб города, в некоторых городах около изображения герба ставились буквы, как например: “Н” — Великий Новгород, “ГКС” — город Соликамск, “ГС” — город Суздаль.
Таким образом, для всех городов в XVIII веке и XIX веке накладываемые пробирерами клейма состояли из:
1) клейма с гербом города, с годом или без, в щитках различной формы;
2) клейма с начальными буквами имени и фамилии “именника” пробирного мастера с годом или без года, всегда в прямоугольном щитке;
3) клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т.е. число золотников чистого золота или серебра в лигатурном фунте, всегда в прямоугольном щитке.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру.
Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различными начертаниями букв. Иногда мастера ставили на “именнике” полную свою фамилию. Придворные мастера фирм и фабрики XIX и XX вв. вместе с именником имели право ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба.
Возникшие в начале XX века артели мастеров-серебряников также имели собственные клейма с указанием номера артели. Например, двадцатая артель серебряников ставила следующее клеймо — “20”, вторая художественная артель — “2ХА”. Из вышесказанного следует, что на золотых и серебряных изделиях должны находится два “именника” — пробирного мастера и мастера, изготовившего вещь. Различить их можно по следующим признакам:
1) на клейме пробирного мастера обыкновенно находится изображение даты-года, чего никогда не бывает на клеймах мастеров;
2) если клеймо пробирного мастера не сопровождается годом, то следует обратить внимание на форму щитка, так как клейма мастеров бывают самых разных форм, в то время как именник пробирного мастера — обязательно помещен в прямоугольном щитке;
3) если оба “именника” заключены в прямоугольных щитках и без точного года, то различить их можно, только зная имена и фамилии мастеров и пробирных мастеров того времени.
После введения в 1896 г. Нового пробирного устава, с 1899 г. для всей России установлено единообразное клеймо с изображением женской головки в кокошнике, профиль влево, заключенное в щитки различной формы. Встречается тоже клеймо и без щитка. Вместе с изображением женской головы в том же щитке помещались инициалы управляющего пробирным округом, а иногда, кроме этого, и цифры, указывающие пробу.
С 1908 года по всем пробирным округам были введены клейма в виде той же женской головы в кокошнике, но обращенной в другую сторону, профиль вправо, сопровождаемой буквой греческого алфавита, различной для каждого пробирного округа.
С 1927 года для клеймения золотых и серебряных изделий было утверждено для всех пробирных учреждений Союза ССР новое клеймо — голова рабочего с молотом, также с шифром в виде букв греческого алфавита для различных инспекций пробирного надзора.
С 1936-1937 гг. ювелирные фабрики и заводы СССР, организованые в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Баку, Тбилиси, Ереване, начали ставить на изделия из золота и серебра свои клейма-именники.
С 1953 г. к именнику фабрики или завода прибавляется последняя цифра года, например: “ЛФ6” — Ленинградская фабрика — 1956; “ТЗ0” — Таллинский ювелирный завод, 1960; “ЛЮ2” — Ленинградская ювелирная фабрика, 1962; “МЮ4” — Московская ювелирная фабрика, 1964; “КЮ4” — Киевская ювелирная фабрика, 1964.
Начиная с 1930-х годов, кроме ювелирных фабрик, клеймили свои изделия именниками также и ювелирные артели и промкомбинаты. Как и фабрики, с 1953 года они добавляли к именнику последнюю цифру года, например “ПИ5” — Красносельская артель “По заветам Ильича”, 1955.
В тех случаях, когда именники двух или трех предприятий выражены одинаковыми буквами и цифрами, как, например, “БЮФ” — Броницкая ювелирная фабрика и “БЮФ” — Бакинская ювелирная фабрика или “АМ6” — артель “Металлист” костромской инспекции и “АМ6” — артель “Мхатвари” тбилисской инспекции, следует для определения места производства и названия предприятия посмотреть на шифр пробирной инспекции.
Московский Монетный двор в 1951-1963 гг. ставил на реставрируемые вещи клеймо-именник “ММД” и букву “Р”.
Начиная с 1954 г. на производящихся на Московском Монетном дворе золотых корпусах часов ставятся клейма, совмещающие в одном щитке клеймо пробирной инспекции, именник Московского Монетного двора, Министерства финансов и последнюю цифру года.
С 1 июня 1958 года для клеймения изделий из золота, серебра, платины были введены пробирные клейма нового образца с эмблемой “серп и молот” на фоне пятиконечной звезды, их изображение сопровождается буквами русского алфавита для обозначения различных инспекций пробирного надзора.
Указом Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации” от 2 октября 1992 года № 1152 обязательным считается клеймение всех изделий из драгоценных металлов Государственным клеймом России.